В мае 2018 года руководитель ООО «Ваш бизнес эксперт» — Боярко Дмитрий Викторович выступил с докладом в Государственной Думе по теме:
Аспекты реализации законов о Свободном порте Владивосток и ТОСЭР на Дальнем востоке 01.05.2018 г.
29 декабря 2017 года отметил трехлетие федеральный закон №473 о территориях опережающего развития – первый в ряду специализированных нормативных актов, создавших особый правовой режим для инвесторов Дальнего Востока. Сейчас таких законов уже 25, в том числе и 212 ФЗ «О Свободном порте Владивосток» от 13 июля 2015 года. Его основная задача обеспечить конкурентные и лучшие условия жизни и ведения бизнеса в макрорегионе. В эту работу вовлечены специально созданные институты развития, общественный совет министерства, эксперты и, конечно, инвесторы Дальнего Востока. Отдельно хотелось бы отметить большую поддержку депутатов и сенаторов, которые не только активно работают по законопроектам правительства в Государственной думе или Совете федерации, но и сами становятся авторами законодательных инициатив. На сегодняшний день создана база из 25 законодательных актов и более 70 актов правительства. Семь новых федеральных законов регулируют разные отрасли законодательства и разные сферы жизни на Дальнем Востоке. Сделано не мало: упрощены излишние налоги управляющей компании ТОР и Свободного порта Владивосток, снижены энерготарифы, что позволяет больше средств пускать непосредственно на строительство инфраструктуры. Расширены границы Свободного порта Владивосток на Углегорский городской округ Сахалинской области. В этом районе большой потенциал для модернизации портовых сооружений и проектов в области добычи, переработки и перевалки угля. Введены электронные визы. С 2018 года до 2023 года появится возможность применять пониженные ставки налога на прибыль для предприятий туристической отрасли Дальнего Востока.
Одновременно были приняты значительные корректировки в закон о «дальневосточном гектаре” и отдельный закон, который направлен на уточнение полномочий региональных и местных властей в области градостроительной деятельности. Данные поправки были инициированы и поддерживались самими регионами, чьи территории вошли в состав Свободного порта Владивосток.
Наше Деловое сообщество активно принимает участие в данной работе, в качестве экспертов на проводимых круглых столах, общественных экспертизах. Мы поднимали «горячие вопросы», вносили предложения и отстаивали интересы бизнеса, как действующих, так и потенциальных резидентов СПВ и ТОСЭР.
На сегодняшний день мы видим следующие результаты действия ФЗ «О свободном порте Владивосток»:
Таблица о ходе рассмотрения заявок на заключение Соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток (СПВ) по состоянию на 20.04.2018 г.
Таблица 1. Сводная информация с начала реализации ФЗ
Информация по резидентам | Количество, шт. | Общая сумма инвестиций, млн. руб. | Количество создаваемых рабочих мест |
Заявки на рассмотрении | 53 | 9 962 | 2 312 |
Подписано Соглашений* | 641 | 374 460 | 43 602 |
Расторгнуто Соглашений | 3 | 1417 | 245 |
Количество резидентов* | 638 | 373 043 | 43 357 |
Таблица о ходе рассмотрения заявок на заключение Соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) по состоянию на 20.04.2018 г.
Таблица 2. Сводная информация с начала реализации ФЗ
Ход рассмотрения заявок | Количество, шт. | Общая сумма инвестиций, млн. руб. | Количество рабочих мест |
Заявки на рассмотрении | 16 | 78 761 | 4 687 |
Подписано Соглашений | 259 | 2 263 879 | 49 824 |
Расторгнуто Соглашений | 8 | 6 861 | 1 912 |
Количество резидентов | 251 | 2 257 018 | 47 912 |
Таблица 3. Сводная информация о ходе рассмотрения заявок на заключение Соглашений об осуществлении деятельности на ТОР и СПВ по состоянию на 20.04.2018 г.
Ход рассмотрения заявок | Количество, шт. | Общая сумма инвестиций,
млн. руб. |
Количество создаваемых рабочих мест |
Заявки на рассмотрении | 69 | 88 723 | 6 999 |
Подписано Соглашений | 900 | 2 638 339 | 93 426 |
На подписании | 72 | 53 610 | 4 208 |
Расторгнуто Соглашений | 11 | 8 278 | 2 157 |
Количество резидентов | 889 | 2 630 061 | 91 269 |
? Статус резидента СПВ получили 638 предприятия
? Общий объем заявленных инвестиций по проектам резидентов – более 373 млрд. руб.,
? Планируется создание более 43 тыс. новых рабочих мест
Первые практические результаты:
? Реализовано 50 проектов (7,8% от общего количества проектов);
? Осуществлено инвестиций – 7,8 млрд. руб. (2% от общего объема);
? Создано более 1100 новых рабочих мест (2,5% от общего количества).
Почему идет такая низкая реализация инвестиционных проектов? ВЫДЕЛЮ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Сложности применения процедуры свободной таможенной зоны.
- Высокого критерия локализации производства или глубины переработки (когда код товара должен измениться до 6-го знака) не позволяет пользоваться беспошлинным выпуском товаров на внутренний рынок для большинства производственный предприятий.
Одной из целей Ф212-ФЗ Федерального Закона «О свободном порте Владивосток» является: создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск в свободном порту Владивосток конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции.
Для открытия таких производств необходимо создание особых упрощенных условий в части таможенного регулирования и снижения пошлин на сырье и комплектующие в производство для стимулирования предпринимателей.
Рассмотрим данный критерий на примере резидента свободного порта Владивосток российско-китайской компании ООО «Юбо-Сумотори» с инвестиционным проектом по производству большегрузных автомобилей с использованием иностранных комплектующих в сотрудничестве с крупнейшим китайским автопроизводителем First Automobile Works (FAW).
На сегодня ситуация такова, что ставка ввозной пошлины на грузовой автомобиль полной массой более 20 тонн составляет 5% от его таможенной стоимости, а на автокомплектующие, необходимые для сборки такого автомобиля, в среднем составляет около 10-12%. Очевидно, что в таких условиях без применения специальных инструментов по снижению ввозной пошлины на автокомплектующие, сделать проект рентабельным, с учетом дополнительных затрат на доставку автокомплектующих из Китая и сборку собственно транспортных средств на месте производства, не представляется возможным.
Законодательством, регулирующим деятельность ТОСЭР/СПВ, предусмотрен ряд преференций для резидентов таких зон. Например, предоставление возможности помещения автокопмплектующих, ввезенных в ТОСЭР/СПВ из другого государства (не страны ЕАЭС), под таможенную процедуру «свободной таможенной зоны» без уплаты ввозной таможенной пошлины в момент ввоза. Но при вывозе транспортных средств, собранных их этих автокомплектующих за пределы ТОСЭР/СПВ, возникает обязанность уплатить пошлину в размере, равном пошлине на момент их ввоза. Что не решает проблему различия ставок ввозных таможенных пошлин для транспортных средств, собранных в Китае и автокомпонентов, необходимых для сборки подобных автомобилей на территории особых зон в Российской Федерации.
Это проблема устраняется только при получении статуса страны происхождения ЕАЭС/СНГ/Россия. Согласно действующему законодательству получение статуса страны происхождения Россия для ТС, которые собраны с использованием иностранных комплектующих, возможно при условии, если стоимость иностранных автокомплектующих не превышает 50% в конечной цене произведенного транспортного средства. Это фактически делает создание такого производства неподъемным для предприятия малого-среднего бизнеса в связи с несоизмеримыми капитальными инвестициями на начальном этапе реализации проекта по сравнению с финансовыми возможностями предприятия крупного бизнеса.
Таким образом, с учетом изложенного необходимо обеспечение условий для создания предприятиями малого-среднего бизнеса производства грузовых автомобилей с использованием иностранных автокомплектующих, а именно:
- Установить для предприятия малого-среднего бизнеса ставку ввозной пошлины на автокомплектующие на уровне нулевой или имеющей размер, который с учетом затрат на транспортировку машинокомплекта от таможенной границы до места производства и на сборку, не превышал бы ввозной таможенной пошлины на готовый автомобиль.
- Установить требования по уровню локализации производства автокомплектующих на территории РФ в размере от нулевой в первый год до не более, чем 20% в течении следующих 4-5 лет.
- Чрезмерные требования к обустройству участков резидентов в целях применения процедуры свободной таможенной зоны (регламентируемый приказом Минфина №53н и №111н).
На сегодня только три компании (ООО «о.Русский» в г. Находка; ООО «Промышленный парк Уссурийский» в г. Уссурийске; ООО «Теплое море» в Хасанском районе) смогли создать зону таможенного контроля (ЗТК) по требованиям Приказа Минфина 54н и 111н для применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). Это меньше одного процента (0,75% от общего количества резидентов).
Данные требования регламентированы Приказом Минфина 53н и 111н. Среди всего перечня требований значится:
— КПП;
— оборудования периметра всего участка (забор 2,5 метра высотой);
— видеонаблюдение с датчиками движения;
— подъездные пути для каждого вида транспорта;
— весовое оборудование;
— системы бесперебойного гарантированного электроснабжения;
— систему распознавания государственных номерных знаков автотранспортных средств;
— погрузочно-разгрузочная техника;
— офисное помещение, предназначенное для использования должностными лицами уполномоченного таможенного органа;
— и многое другое.
По разным экспертным оценкам стоимость такого обустройства в зависимости от размера участка может варьироваться в среднем от 8 до 50 млн. рублей.
- Отсутствие автоматизированной информационной системы (АИС) в целях контроля учета использования товаров резидентов в рамках процедуры свободной таможенной зоны.
Федеральным законом №212 предусмотрена возможность создания автоматизированной информационной системы в целях контроля учета использования товаров резидентов в рамках процедуры свободной таможенной зоны. В соответствии приказом Минфина №53н и №111н использование такой автоматизированной системы снижает до минимума требования к обустройству участков резидентов (остается только наличие выделенной площадки и весового оборудования).
На сегодня такая система учета товаров не создана. Кроме того, в настоящее время разработан законопроект по исключению обязанности создания такой системы Минвостокразвития России.
Предполагается, что резиденты смогут использовать собственные системы бухгалтерского учета товаров, при этом они должны будут интегрироваться к системе ФТС.
Так же не ясны сроки решения данного вопроса, требованя к интеграции с системой ФТС и нет понимания о технической возможности и готовности информационной системы ФТС к подключению индивидуальных систем учета резидентов.
Резюмируя вышесказанное, выделю основные предложения по упрощению таможенного регулирования в СПВ:
Предложение:
- Рассмотреть возможность изменения на законодательном уровне вопроса по установлению критерия по глубине переработки для освобождения от пошлин и НДС российских производителей реализующих свой товар на внутренний рынок.
- Ускорить принятие изменений в 212-ФЗ в части исключения нормы по разработке АИС Минвостокразвития и установления возможности использования собственных систем учета товара резидентов СПВ. Установить требование для ФТС по принятию регламента с требованиями к интеграции таких АИС к информационной системе ФТС (з/п на согласовании в Минфине). Снизить требования по обустройству участков резидентов по Приказу 53н и 111н на период внедрения АИС в части исключения избыточных требований и разработать дорожную карту по внедрению АИС с установлением сроков ее реализации.
- Сложности в получении земельных участков резидентами СПВ.
С проблемами при предоставлении земельных участков для реализации инвестиционных проектов сталкивается каждый второй резидент. Нет доступной информации о свободных земельных участках, затягиваются сроки по ответам на обращения, имеют место необоснованные отказы. Необходимо обеспечить принцип «одного окна» в лице управляющей компании для получения земельных участков. Деловое сообщество инициировала разработку законопроекта по передаче управляющей компании функции по предоставлению земельных участков в СПВ и полномочия в области регулирования градостроительной деятельности в части разработки и принятия документации по планировке территории. Такие полномочия будут действовать на части территорий, которые утвердит Наблюдательный совет СПВ. В настоящее время законопроект проходит согласование в органах федеральной исполнительной власти.
Для решения вопроса по обеспечению участками резидентов помимо функций по передаче земельных участков АО «КРДВ» необходимо наделить полномочиями в области градостроительства, а именно возможностью по аналогии с ТОР принимать собственные градостроительные регламенты на участках которые попадут в распоряжение управляющей компании (ППТ).
Предложение:
1.Ускорить согласование законопроекта по передаче полномочий управляющей компании по предоставлению земельных участков в СПВ и утверждению планировки территории по аналогии с ТОР.
2.Поддержать инициативу по дополнению указанного выше законопроекта нормами по передаче АО «КРДВ» полномочий в области градостроительной деятельности (по разработке и принятию градостроительных регламентов).
- Отсутствие ускоренного возврата НДС.
Преференция по ускоренному возврату НДС в течение 10 дней сегодня не работает. Основная причина — отсутствие финансовой возможности создания гарантийного фонда управляющей компании под цели поручительства и принятие регламента АО «КРДВ» по выдаче договоров поручительства за резидентов перед ФНС.
Необходимо обеспечение управляющей компании гарантийным фондом со сложной процедурой получения договора поручительства и ограниченными ресурсами управляющей компании.
Нами было инициировано предложение по сокращению для резидентов срока камеральных проверок ФНС до 30 дней. Необходимо внесение изменений в НК РФ.
Совместно с Минвостокразвития мы подготовили законопроект по сокращению сроков камеральных проверок при возмещении НДС, он прошел 1 чтение в ГД РФ.
Предложение:
Ускорить принятие законопроекта и рассмотреть на ближайшем заседании ГД во втором чтении.
- Ограничения в развитии СПВ со стороны запретных районов Минобороны
Еще одним вопросом регионального значения является проблема запретных районов военных лесничеств Минобороны РФ, которая затронула большую часть города Владивосток.
В 2017 году 16 тысяч Га, т.е. 50% всей территории города, включая несколько жилых районов и всю промышленную зону города (Снеговая Падь, Вторая речка, улица Снеговая, Проселочная, Катерная, Карьерная и др.)
Согласно действующему законодательству, на территории запретной зоны запрещается возводить новые объекты капитального строительства (производственного, социально-бытового и иного назначения), также невозможно выделение земельных участков.
Режим запретной зоны не позволяет реализовать инвестиционные проекты. Особенно остро данный вопрос стоит в рамках реализации Федерального закона «О свободном порте Владивосток».
Более 10 резидентов уже столкнулись с проблемой предоставлении земельных участков либо получения разрешения на строительство. При этом они инвесторы понесли финансовые затраты на проектирование и оформление участков.
На настоящий момент нам неизвестны сроки решения данного вопроса. Рабочая группа Минобороны работает закрыто и не приглашает представителей бизнеса на свои заседания.
Предложение:
рассмотреть на законодательном уровне принятие особого порядка по исключению зон военных объектов на территории СПВ. Предлагаю передать Минвостокразвития полномочия по корректировке таких границ через Набсовет СПВ.
- Сокращение сроков подписания соглашений с резидентами СПВ
В настоящее время 212-ФЗ Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» предусмотрено 15 рабочих дней на рассмотрение заявки и вынесение решения, а также 30 дней на отправку проекта инвестиционного соглашения с момента вынесения такого решения. При этом, срок подписания самого соглашения никак не регламентирован.
Таким образом юридически у инвестора нет четких временных гарантий на получение статуса резидента и соответственно он не может планировать свою деятельность.
По факту получается, что отправка пустого шаблона соглашения может занимать в два раза больше времени, чем анализ заявки. На практике подписание соглашения может занимать в среднем от 2 до 3 месяцев с момента вынесения решения.
Предложение
Внести в 212-ФЗ изменения в части включения обязанности управляющей компании направлять проект соглашения заявителю одновременно с положительным решением, а также установить 15 дневный срок на подписание соглашения сторонами после вынесения положительного решения.
По итогам проведенного совещания и доклада были приняты рекомендации по внесению изменений в законодательные акты.