Роль и значение профессионального стандарта бухгалтера для рынка труда

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРА ДЛЯ РЫНКА ТРУДА

 Статья посвящена роли и значению принятых Минтрудом РФ профессиональных стандартов бухгалтера для рынка труда. В основе стандарта лежит компетентностный подход, который позволяет работодателю формировать кадровую политику, а образовательным организациям разрабатывать образовательные программы.                                                                

       В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется выпуск более 800 профессиональных стандартов, которые заменят квалификационные справочники.

        Профессиональный стандарт является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования:

— к содержанию и качеству труда;

— к условиям осуществления трудовой деятельности;

— к уровню квалификации работника;

— к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

     Профессиональный стандарт состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание:

— необходимых знаний и умений;

— уровня ответственности и самостоятельности;

— уровня сложности выполняемой трудовой функции.

      Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ  и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом № 236-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

       Профессиональный стандарт бухгалтера разработан Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Согласно стандарту основной целью профессиональной деятельности бухгалтеров является формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

        Минтруд России приказом от 22.12.2014 № 1061н утвердил профессио­нальный стандарт «Бухгалтер». Документ зарегистрирован в Минюсте России 23 января 2015 г. и применяется с 7 февраля 2015 г.

           Профессиональный стандарт применяется:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

     Стандарт содержит требования к образованию, обучению, опыту работы бухгалтера. Кроме того, в нем детально прописаны все трудовые действия бухгалтера и главного бухгалтера, необходимые знания и умения.

В профессиональном стандарте «Бухгалтер» навыки сгруппированы в две обобщенные трудовые функции:

— ведение бухгалтерского учета;

— составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта.

    Для каждой трудовой функции определены необходимые знания и умения, требования к уровню образования и обучения, а также к опыту практической работы.

       В число трудовых функций бухгалтера включены:

— принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;

— денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни;

— итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни;

— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— составление консолидированной финансовой отчетности;

— внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование;

— проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

      Стандарт устанавливает следующие уровни квалификации: для бухгалтеров — 5, для главных бухгалтеров — 6. Описание уровней утверждено приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. В части полномочий эти уровни предполагают самостоятельную деятельность:

5-й – по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений;

6-й – по определению задач собственной работы и / или подчиненных по достижению цели.

     Стандарт разделяет специалистов на бухгалтеров и главных бухгалтеров. У обычных бухгалтеров три категории. Для каждой свой объем навыков: 1 категория – составляет и принимает первичные документы, 2 категория– регистрирует документы в регистрах, 3 категория – подсчитывает итоги и закрывает обороты. На практике любой бухгалтер, как правило, выполняет все эти функции одновременно. Поэтому компания может перечислить в должностной инструкции требования из всех категорий.

     У бухгалтера должно быть среднее профессиональное образование (колледж, техникум и т.п.). Или дополнительное профессиональное (курсы повышения квалификации), но вместе с ним минимальный опыт любой практической работы – три года. Например, продавцом, кассиром и т.п.

    Для главного бухгалтера есть пять категорий с различными функциями: составление бухгалтерской отчетности, ведение налогового учета, организация внутреннего контроля, составление консолидированной отчетности, финансовый анализ. В большинстве компаний главный бухгалтер совмещает функции бухгалтерского, налогового учета и внутреннего контроля. Кроме того, можно записать в должностной инструкции главного бухгалтера обязанности, которые в стандарте не упомянуты. Например, в малых компаниях главный бухгалтер обычно ведет и кадровый учет.

    По стандарту у главного бухгалтера должно быть среднее профессиональное или высшее образование. Одного дополнительного недостаточно. А кроме того необходим опыт работы в области бухучета: при среднем образовании – пять лет, при высшем – три года. Но работодатель имеет полное право нанять главбуха без специального образования (решение ВС РФ от 22.10.14 № АКПИ14-965), если в Законе о бухучете нет иных ограничений. Например, они есть для публичных обществ, банков, страховых организаций и т. п. (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ) . В таких компания у главного бухгалтера обязательно должно быть высшее образование .

    Соблюдать профессиональные стандарты Трудовой кодекс никого не обязывает. В Госдуме РФ собираются сделать их обязательными с 2016 года для государственных организаций, а с 2020 года – и для коммерческих. Сейчас же стандарты носят рекомендательный характер. Их можно применять при разработке должностных инструкций, подборе подчиненных, организации обучения и аттестации и т.п. (п. 25 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.13 № 23). Например, при разработке должностной инструкции главного бухгалтера за основу можно взять требования к образованию, знаниям, навыкам и перечень функций из стандарта. Это поможет избежать дублирования обязанностей на разных участках работы.  Действующие инструкции в связи со стандартом можно изменить. Но если круг обязанностей расширяется, и надо менять трудовой договор, то за два месяца необходимо предупредить работника об изменениях. За несоответствие стандартам работника нельзя уволить. Если работник не соответствует должности, сначала надо провести аттестацию.

     На стандарт можно опираться и при выборе обучающих программ. Например, по стандарту главный бухгалтер должен знать международные стандарты бухгалтерской отчетности.  Поэтому работодатель может направить работника на обучение.

    Однако, стандарт вызывает ряд вопросов. Раздел II стандарта выделяет две обобщенные трудовые функции в бухгалтерской профессии:

— ведение бухгалтерского учета;

— составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта.

    Если анализировать трудовые функции в области составления финансовой отчетности, указанные в стандарте, то выясняется, вторая функция включает в себя составление налоговой отчетности. Считаем толкование этой терминологии, введенное Стандартом, неправомерно, так как налоговая отчетность не входит в состав финансовой отчетности и эти понятия нужно разделять. Кроме того, вторая функция предусматривает также внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но, в соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 2 ст. 19), такой контроль осуществляют лишь организация, бухгалтерская (финансовая) отчетность которой подлежит обязательному аудиту (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). То есть такая трудовая функция не является обязательной составляющей обобщенной трудовой функции.

     В настоящее время проходит согласования проект профессионального стандарта «Внутренний аудитор». В мировой практике управления внутренний аудит считается составной частью системы внутреннего контроля организации. В этой связи не исключено, что соответствующая трудовая функция бухгалтера будет скорректирована.

     Стандарт не раскрывает содержание трудовой деятельности «служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом». Надо полагать, к данной категории относятся помощники бухгалтера. Этот статус и соответствующая ему трудовая функция всем нам понятны, но Минтрудом они не признаны. Также вызывает вопросы трудоустройство выпускников без опыта работы, но с законченным высшим образованием, так как помимо образования необходимо наличие стажа работы. Дискуссию вызывают технические вопросы, связанные с принятием стандарта: запись в трудовой книжке (наименование должностей работников бухгалтерской службы), ведение бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателей или директором предприятия и т.п.

     Кроме того, профессиональный стандарт очень важен для бухгалтера с точки зрения карьерного роста, поскольку он раскрывает возможный вектор его профессионального развития. Часть знаний и навыков — базовых — современный бухгалтер получает в образовательной организации, другую часть — профессиональные навыки — в профессиональных объединениях, в том числе в ИПБ России. Однако не понятно, как должна быть организована система повышения квалификации бухгалтеров и из стандарта не усматривается, является ли наличие документа о профессиональной переподготовке достаточным условием для работы в должности главного бухгалтера.

    Таким образом, профессиональный стандарт упорядочивает взаимоотношения бухгалтера и работодателя, разделяя прямые обязанности бухгалтера и смежные, дополнительные области его деятельности. При этом бухгалтер, ориентируясь на стандарт, сможет более аргументированно отстаивать свои права и обязанности. А работодателю стандарт поможет в формировании объективной кадровой политики с учетом особенностей организации производства, труда и управления экономического субъекта.

     Минфин РФ, Минтруд РФ, Министерство образования науки РФ и ИПБ России продолжают работу по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки «Экономика». Также в самой ближайшей перспективе планируется разработать порядок проведения профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования с учетом требований Министерства образования и науки РФ по этому вопросу.

 Т.В. Бубновская