О проблемах организации внутреннего контроля на предприятиях и в коммерческих организациях.

     Распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421р «О рекомендациях к применению Кодекса корпоративного поведения» дана рекомендация осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества советом директоров общества и его комитетом по аудиту, ревизионной комиссией общества, контрольно-ревизионной службой общества, а также независимой аудиторской организацией (аудитором) общества. В Распоряжении подчеркивается, что для обеспечения действительно эффективного контроля, необходимо проведение ежедневного внутреннего контроля за порядком осуществления всех хозяйственных операций общества.

    Для целей названного  Кодекса под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками.

     С 01.01.2013 года проблеме организации внутреннего контроля должно уделяться большое внимание в связи с тем, что обязанность по организации внутреннего контроля возникла уже на законодательном уровне, а не по усмотрению собственников и руководителей отдельных субъектов экономики.

      Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны осуществлять внутренний контроль над фактами хозяйственной деятельности. Отдельным пунктом статьи 19 данного Федерального закона регламентируется обязательная организация системы внутреннего контроля (СВК) для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке. При этом,  Федеральный закон обязывает осуществлять контроль не только над составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и проверять все операции и события, совершаемые на предприятиях.

       15.04.2014 года Постановлением Правительства РФ утверждена Государственная. программа РФ «Управление федеральным имуществом». Одной из целей данной программы является повышение эффективности модели управления компаниями с государственным участием (госкомпании). Важнейшей задачей в рамках построения такой системы названо создание и функционирование системы контроля за деятельностью госкомпаний.

       В целях реализации мероприятий, утвержденных вышеназванной программой  и направленных на совершенствование системы внутреннего контроля акционерных обществ с участием Российской Федерации, издан  приказ Россимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции»

   Целью данного приказа является оказание содействия членам советов директоров, представляющим интересы Российской Федерации в акционерных обществах (далее — общество), и исполнительным органам общества при организации системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции.

      Одновременно государством принимаются меры по повышению эффективности мер пресечения нарушений требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечению реализации прав граждан, организаций, государства на  получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.

     Так, Федеральным законом от 30 марта  2016 г. №  77-ФЗ введена новая редакция статьи 15.11 и уточнена статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Изменения вступили в силу 10 апреля 2016 г. Данным нормативным актом:

  1. Увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету: минимальный и максимальный размеры штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету составляют соответственно 5000 и 10 000 рублей
  2. Введено специальное наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП. За повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается административный штраф от 10000 до 20000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
  3. Введены дополнительные виды грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету. Перечень деяний, которые квалифицируются как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, дополнен следующими действиями, которые прямо запрещены Федеральным законом «О бухгалтерском учете»: регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (понятия мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета установлены Федеральном законе «О бухгалтерском учете»;                                                                                                                               ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;                                                                                                                                                       составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Кроме того, введена ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
  4. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение — срок давности привлечения к  административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее – 3 месяца).

     Объективная необходимость в системе внутреннего контроля возникает, также,  в условиях реформирования бухгалтерского учета и аудита, что связано с переходом на международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита.

   Все вышесказанное подчеркивает, что хозяйствующим субъектам следует отойти от традиционного понятия контроля на предприятии, который, чаще всего, заключается в процессе сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными и в выявлении факторов, влияющих на отклонения в их деятельности. СВК представляет собой процесс, который организуется собственниками и руководством организации для того, чтобы обеспечить достижение определенных целей и снижение рисков. Организация СВК необходима не с целью выявления проблем при систематических проверках, а для того, чтобы решать текущие задачи, стоящие перед экономическим субъектом, и корректировать действия в процессе их совершения, основываясь на принципах своевременности, результативности и экономичности.

      Наша организация предлагает наладить и вести Службу Внутреннего Контроля без выделения дополнительной штатной единицы. Вы получите качественное бухгалтерское, аудиторское и юридическое сопровождение в одном договоре.