Аспекты реализации законов о Свободном порте Владивосток и ТОСЭР на Дальнем востоке 01.05.2018 г.

В мае 2018 года руководитель ООО «Ваш бизнес эксперт» — Боярко Дмитрий Викторович выступил с докладом в Государственной Думе по теме:

Аспекты реализации законов о Свободном порте Владивосток и ТОСЭР на Дальнем востоке 01.05.2018 г.

29 декабря 2017 года отметил трехлетие федеральный закон №473 о территориях опережающего развития – первый в ряду специализированных нормативных актов, создавших особый правовой режим для инвесторов Дальнего Востока. Сейчас таких законов уже 25, в том числе и 212 ФЗ «О Свободном порте Владивосток» от 13 июля 2015 года. Его основная задача обеспечить конкурентные и лучшие условия жизни и ведения бизнеса в макрорегионе. В эту работу вовлечены специально созданные институты развития, общественный совет министерства, эксперты и, конечно, инвесторы Дальнего Востока. Отдельно хотелось бы отметить большую поддержку депутатов и сенаторов, которые не только активно работают по законопроектам правительства в Государственной думе или Совете федерации, но и сами становятся авторами законодательных инициатив. На сегодняшний день  создана база из 25 законодательных актов и более 70 актов правительства. Семь новых федеральных законов регулируют разные отрасли законодательства и разные сферы жизни на Дальнем Востоке. Сделано не мало: упрощены излишние налоги управляющей компании ТОР и Свободного порта Владивосток, снижены энерготарифы, что позволяет больше средств пускать непосредственно на строительство инфраструктуры. Расширены границы Свободного порта Владивосток на Углегорский городской округ Сахалинской области. В этом районе большой потенциал для модернизации портовых сооружений и проектов в области добычи, переработки и перевалки угля. Введены электронные визы. С 2018 года до 2023 года появится возможность применять пониженные ставки налога на прибыль для предприятий туристической отрасли Дальнего Востока.

Одновременно были приняты значительные корректировки в закон о «дальневосточном гектаре” и отдельный закон, который направлен на уточнение полномочий региональных и местных властей в области градостроительной деятельности. Данные поправки были инициированы и поддерживались самими регионами, чьи территории вошли в состав Свободного порта Владивосток.

Наше Деловое сообщество активно принимает участие в данной работе, в качестве экспертов на проводимых круглых столах, общественных экспертизах. Мы поднимали «горячие вопросы», вносили предложения и отстаивали интересы бизнеса, как действующих, так и потенциальных резидентов СПВ и ТОСЭР.

На сегодняшний день мы видим следующие результаты действия ФЗ «О свободном порте Владивосток»:

 

Таблица о ходе рассмотрения заявок на заключение Соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток (СПВ) по состоянию на 20.04.2018 г.

Таблица 1. Сводная информация с начала реализации ФЗ

Информация  по резидентам Количество, шт. Общая сумма инвестиций, млн. руб. Количество создаваемых рабочих мест
Заявки на рассмотрении 53 9 962 2 312
Подписано Соглашений* 641 374 460 43 602
Расторгнуто Соглашений 3 1417 245
Количество резидентов* 638 373 043 43 357

 

Таблица о ходе рассмотрения заявок на заключение Соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) по состоянию на 20.04.2018 г.

Таблица 2. Сводная информация с начала реализации ФЗ

Ход рассмотрения заявок Количество, шт. Общая сумма инвестиций, млн. руб. Количество рабочих мест
Заявки на рассмотрении 16 78 761 4 687
Подписано Соглашений 259 2 263 879 49 824
Расторгнуто Соглашений 8 6 861 1 912
Количество резидентов 251 2 257 018 47 912

 

Таблица 3. Сводная информация о ходе рассмотрения заявок на заключение Соглашений об осуществлении деятельности на ТОР и СПВ по состоянию на 20.04.2018 г.

Ход рассмотрения заявок Количество, шт. Общая сумма инвестиций,

млн. руб.

Количество создаваемых рабочих мест
Заявки на рассмотрении 69 88 723 6 999
Подписано Соглашений 900 2 638 339 93 426
На подписании 72 53 610 4 208
Расторгнуто Соглашений 11 8 278 2 157
Количество резидентов 889 2 630 061 91 269

 

? Статус резидента СПВ получили 638 предприятия

? Общий объем заявленных инвестиций по проектам резидентов – более 373 млрд. руб.,

? Планируется создание более 43 тыс. новых рабочих мест

 

Первые практические результаты:

? Реализовано 50 проектов (7,8% от общего количества проектов);

? Осуществлено инвестиций – 7,8 млрд. руб. (2% от общего объема);

? Создано более 1100 новых рабочих мест (2,5% от общего количества).

 

Почему идет такая низкая реализация инвестиционных проектов? ВЫДЕЛЮ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

  1. Сложности применения процедуры свободной таможенной зоны.
    • Высокого критерия локализации производства или глубины переработки (когда код товара должен измениться до 6-го знака) не позволяет пользоваться беспошлинным выпуском товаров на внутренний рынок для большинства производственный предприятий.

Одной из целей Ф212-ФЗ Федерального Закона «О свободном порте Владивосток» является: создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск в свободном порту Владивосток конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции.

Для открытия таких производств необходимо создание особых упрощенных условий в части таможенного регулирования и снижения пошлин на сырье и комплектующие в производство для стимулирования предпринимателей.

Рассмотрим данный критерий на примере резидента свободного порта Владивосток российско-китайской компании ООО «Юбо-Сумотори» с инвестиционным проектом по производству большегрузных автомобилей с использованием иностранных комплектующих в сотрудничестве с крупнейшим китайским автопроизводителем First Automobile Works (FAW).

На сегодня ситуация такова, что ставка ввозной пошлины на грузовой автомобиль полной массой более 20 тонн составляет 5% от его таможенной стоимости, а на автокомплектующие, необходимые для сборки такого автомобиля, в среднем составляет около 10-12%. Очевидно, что в таких условиях без применения специальных инструментов по снижению ввозной пошлины на автокомплектующие, сделать проект рентабельным, с учетом дополнительных затрат на доставку автокомплектующих из Китая и сборку собственно транспортных средств на месте производства, не представляется возможным.

Законодательством, регулирующим деятельность ТОСЭР/СПВ, предусмотрен ряд преференций для резидентов таких зон. Например, предоставление возможности помещения автокопмплектующих, ввезенных в ТОСЭР/СПВ из другого государства (не страны ЕАЭС), под таможенную процедуру «свободной таможенной зоны» без уплаты ввозной таможенной пошлины в момент ввоза. Но при вывозе транспортных средств, собранных их этих автокомплектующих за пределы ТОСЭР/СПВ, возникает обязанность уплатить пошлину в размере, равном пошлине на момент их ввоза. Что не решает проблему различия ставок ввозных таможенных пошлин для транспортных средств, собранных в Китае и автокомпонентов, необходимых для сборки подобных автомобилей на территории особых зон в Российской Федерации.

Это проблема устраняется только при получении статуса страны происхождения ЕАЭС/СНГ/Россия. Согласно действующему законодательству получение статуса страны происхождения Россия для ТС, которые собраны с использованием иностранных комплектующих, возможно при условии, если стоимость иностранных автокомплектующих не превышает 50% в конечной цене произведенного транспортного средства. Это фактически делает создание такого производства неподъемным для предприятия малого-среднего бизнеса в связи с несоизмеримыми капитальными инвестициями на начальном этапе реализации проекта по сравнению с финансовыми возможностями предприятия крупного бизнеса.

Таким образом, с учетом изложенного необходимо обеспечение условий для создания предприятиями малого-среднего бизнеса производства грузовых автомобилей с использованием иностранных автокомплектующих, а именно:

  • Установить для предприятия малого-среднего бизнеса ставку ввозной пошлины на автокомплектующие на уровне нулевой или имеющей размер, который с учетом затрат на транспортировку машинокомплекта от таможенной границы до места производства и на сборку, не превышал бы ввозной таможенной пошлины на готовый автомобиль.
  • Установить требования по уровню локализации производства автокомплектующих на территории РФ в размере от нулевой в первый год до не более, чем 20% в течении следующих 4-5 лет.

 

  • Чрезмерные требования к обустройству участков резидентов в целях применения процедуры свободной таможенной зоны (регламентируемый приказом Минфина №53н и №111н).

На сегодня только три компании (ООО «о.Русский» в г. Находка; ООО «Промышленный парк Уссурийский» в г. Уссурийске;  ООО «Теплое море» в Хасанском районе) смогли создать зону таможенного контроля (ЗТК) по требованиям Приказа Минфина 54н и 111н для применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). Это меньше одного процента (0,75% от общего количества резидентов).

Данные требования регламентированы Приказом Минфина 53н и 111н. Среди всего перечня требований значится:

— КПП;

— оборудования периметра всего участка (забор 2,5 метра высотой);

— видеонаблюдение с датчиками движения;

— подъездные пути для каждого вида транспорта;

— весовое оборудование;

— системы бесперебойного гарантированного электроснабжения;

— систему распознавания государственных номерных знаков автотранспортных средств;

— погрузочно-разгрузочная техника;

— офисное помещение, предназначенное для использования должностными лицами уполномоченного таможенного органа;

— и многое другое.

По разным экспертным оценкам стоимость такого обустройства в зависимости от размера участка может варьироваться в среднем от 8 до 50 млн. рублей.

  • Отсутствие автоматизированной информационной системы (АИС) в целях контроля учета использования товаров резидентов в рамках процедуры свободной таможенной зоны.

Федеральным законом №212 предусмотрена возможность создания автоматизированной информационной системы в целях контроля учета использования товаров резидентов в рамках процедуры свободной таможенной зоны. В соответствии приказом Минфина №53н и №111н использование такой автоматизированной системы снижает до минимума требования к обустройству участков резидентов (остается только наличие выделенной площадки и весового оборудования).

На сегодня такая система учета товаров не создана. Кроме того, в настоящее время разработан законопроект по исключению обязанности создания такой системы Минвостокразвития России.

Предполагается, что резиденты смогут использовать собственные системы бухгалтерского учета товаров, при этом они должны будут интегрироваться к системе ФТС.

Так же не ясны сроки решения данного вопроса, требованя к интеграции с системой ФТС и нет понимания о технической возможности и готовности информационной системы ФТС к подключению индивидуальных систем учета резидентов.

Резюмируя вышесказанное, выделю основные предложения по упрощению таможенного регулирования в СПВ:

Предложение:

  1. Рассмотреть возможность изменения на законодательном уровне вопроса по установлению критерия по глубине переработки для освобождения от пошлин и НДС российских производителей реализующих свой товар на внутренний рынок.
  2. Ускорить принятие изменений в 212-ФЗ в части исключения нормы по разработке АИС Минвостокразвития и установления возможности использования собственных систем учета товара резидентов СПВ. Установить требование для ФТС по принятию регламента с требованиями к интеграции таких АИС к информационной системе ФТС (з/п на согласовании в Минфине). Снизить требования по обустройству участков резидентов по Приказу 53н и 111н на период внедрения АИС в части исключения избыточных требований и разработать дорожную карту по внедрению АИС с установлением сроков ее реализации.

 

  1. Сложности в получении земельных участков резидентами СПВ.

С проблемами при предоставлении земельных участков для реализации инвестиционных проектов сталкивается каждый второй резидент. Нет доступной информации о свободных земельных участках, затягиваются сроки по ответам на обращения, имеют место необоснованные отказы. Необходимо обеспечить принцип «одного окна» в лице управляющей компании для получения земельных участков. Деловое сообщество инициировала разработку законопроекта по передаче управляющей компании функции по предоставлению земельных участков в СПВ и полномочия в области регулирования градостроительной деятельности в части разработки и принятия документации по планировке территории. Такие полномочия будут действовать на части территорий, которые утвердит Наблюдательный совет СПВ. В настоящее время законопроект проходит согласование в органах федеральной исполнительной власти.

Для решения вопроса по обеспечению участками резидентов помимо функций по передаче земельных участков АО «КРДВ» необходимо наделить полномочиями в области градостроительства, а именно возможностью по аналогии с ТОР принимать собственные градостроительные регламенты на участках которые попадут в распоряжение управляющей компании (ППТ).

Предложение:

1.Ускорить согласование законопроекта по передаче полномочий управляющей компании по предоставлению земельных участков в СПВ и утверждению планировки территории по аналогии с ТОР.

2.Поддержать инициативу по дополнению указанного выше законопроекта нормами по передаче АО «КРДВ» полномочий в области градостроительной деятельности (по разработке и принятию градостроительных регламентов).

  1. Отсутствие ускоренного возврата НДС.

Преференция по ускоренному возврату НДС в течение 10 дней сегодня не работает. Основная причина —  отсутствие финансовой возможности создания гарантийного фонда управляющей компании под цели поручительства и принятие регламента АО «КРДВ» по выдаче договоров поручительства за резидентов перед ФНС.

Необходимо обеспечение управляющей компании гарантийным фондом со сложной процедурой получения договора поручительства и ограниченными ресурсами управляющей компании.

Нами было инициировано предложение по сокращению для резидентов срока камеральных проверок ФНС до 30 дней. Необходимо внесение изменений в НК РФ.

Совместно с Минвостокразвития мы подготовили законопроект по сокращению сроков камеральных проверок при возмещении НДС, он прошел 1 чтение в ГД РФ.

Предложение:

Ускорить принятие законопроекта и рассмотреть на ближайшем заседании ГД во втором чтении.

 

  1. Ограничения в развитии СПВ со стороны запретных районов Минобороны

Еще одним вопросом регионального значения является проблема запретных районов военных лесничеств Минобороны РФ, которая затронула большую часть города Владивосток.

В 2017 году 16 тысяч Га, т.е. 50% всей территории города, включая несколько жилых районов и всю промышленную зону города (Снеговая Падь, Вторая речка, улица Снеговая, Проселочная, Катерная, Карьерная и др.)

Согласно действующему законодательству, на территории запретной зоны запрещается возводить новые объекты капитального строительства (производственного, социально-бытового и иного назначения), также невозможно выделение земельных участков.

Режим запретной зоны не позволяет реализовать инвестиционные проекты. Особенно остро данный вопрос стоит в рамках реализации Федерального закона «О свободном порте Владивосток».

Более 10 резидентов уже столкнулись с проблемой предоставлении земельных участков либо получения разрешения на строительство. При этом они инвесторы понесли финансовые затраты на проектирование и оформление участков.

На настоящий момент нам неизвестны сроки решения данного вопроса. Рабочая группа Минобороны работает закрыто и не приглашает представителей бизнеса на свои заседания.

Предложение:

рассмотреть на законодательном уровне принятие особого порядка по исключению зон военных объектов на территории СПВ. Предлагаю передать Минвостокразвития полномочия по корректировке таких границ через Набсовет СПВ.

 

  1. Сокращение сроков подписания соглашений с резидентами СПВ

В настоящее время 212-ФЗ Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» предусмотрено 15 рабочих дней на рассмотрение заявки и вынесение решения, а также 30 дней на отправку проекта инвестиционного соглашения с момента вынесения такого решения. При этом, срок подписания самого соглашения никак не регламентирован.

Таким образом  юридически у инвестора нет четких временных  гарантий на получение статуса резидента и соответственно он не может планировать  свою деятельность.

По факту получается, что отправка пустого шаблона соглашения может занимать в два раза больше времени, чем анализ заявки. На практике подписание соглашения может занимать в среднем от 2 до 3 месяцев с момента вынесения решения.

Предложение

 Внести в 212-ФЗ изменения в части включения обязанности управляющей компании направлять проект соглашения заявителю одновременно с положительным решением, а также установить 15 дневный срок на подписание соглашения сторонами после вынесения положительного решения.

 

По итогам проведенного совещания и доклада были приняты рекомендации по внесению изменений в законодательные акты.